РЕЗОЛЮЦИЯ
августовской педагогической конференции
Ленинского района г.Минска
«Система образования Ленинского района: тактика развития
в современных условиях»
Участники педагогического форума отмечают вклад каждого педагога, руководителя учреждения образования и специалиста управления по образованию в целенаправленное развитие системы образования Ленинского района и гордятся результатами прошедшего учебного года.
По итогам работы за 2020 год:
управление по образованию администрации Ленинского района г.Минска заняло третье место среди управлений по образованию столицы (2020 – 3 место, 2019 год – 3 место,2018 год – 4 место, 2017 год – 3 место);
Ленинский районный г.Минска комитет Белорусского профессионального союза работников образования и науки занял второе место среди профсоюзных организаций образования столицы (2020 – 2 место, 2019 год – 1 место).
Мы, педагоги Ленинского района г.Минска, выражаем верность профессии, преданность идеям гуманизма и просвещения.
Мы служим образованию Республики Беларусь – служим преданно, честно, профессионально, с любовью и самоотдачей!
Мы осознаем свою ответственность и обязанность работать
в 2021/2022 учебном году качественно и результативно в условиях современных тенденций образования:
üориентация на личность обучающегося;
üкомпетентностный подход в образовании;
üнеотделимость обучения от воспитания;
üнепрерывность образования;
üобеспечение доступности образования;
üповышение качества образования;
üцифровизация образования.
Целью работы педагогического сообщества Ленинского района г.Минска в 2021/2022 учебном году станет:
создание условий для формирования высоконравственной личности, обладающей развитым чувством патриотизма, ответственности за свою судьбу и судьбу страны через обеспечение качества образования и воспитания,
в соответствии с социальным запросом в условиях перехода
к информационному обществу через дальнейший рост уровня профессионализма педагогов, укрепление их социального статуса, повышения престижа педагогической профессии, совершенствование образовательной политики учреждений образования.
Приоритетными направлениями деятельности в 2021/2022 году определяем следующие.
В управленческой деятельности (принцип «УПРАВЛЯТЬ – ДЕЛАТЬ ШКОЛУ УСПЕШНОЙ. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ – КАЧЕСТВО») – повышение эффективности управления системой и учреждениями образования через:
- развитие управленческих компетенций руководителями учреждений образования и специалистами управления по образованию;
- совершенствование управленческих компетенций в рамках прохождения административной процедуры подтверждения государственной аккредитации учреждений общего среднего и специального образования;
- воспитание гордости за свое учреждение образования у всех участников образовательного процесса через формирование позитивного современного имиджа учреждения образования в рамках конкурсного движения «Бренд образования Ленинского района»;
- принятие коллегиальных решений по актуальным вопросам развития системы образования района, активную работу управления по образованию с Советом директоров и Советом заведующих;
- грамотное управление кадровым потенциалом, направленное на совершенствование профессионализма педагогических кадров, поддержку молодых специалистов и закрепление их в учреждениях образования;
- внедрение в работу эффективных управленческих практик в рамках работы «Школы профессионала» для директоров учреждений общего среднего образования, практико-ориентированной деятельности «Школы управленческого мастерства» для заведующих учреждений дошкольного образования, в рамках работы «Школы будущего руководителя» для резерва кадров;
- широкое представление опыта учреждений образования на республиканских и международных площадках, семинарах по актуальным проблемам развития образования;
- внедрение эффективных образовательных и управленческих технологий,
- инновационную и экспериментальную деятельность учреждений образования;
- развитие современной высокотехнологичной образовательной среды, формирование цифровой культуры всех участников образовательного процесса;
- развитие здоровьесберегающей среды в учреждениях образования;
- конструктивное взаимодействие и сотрудничество с родительскими комитетами учреждений образования, вовлечение родительской общественности в социально значимые инициативы в рамках Года народного единства;
- укрепление материально-технической базы учреждений образования, обеспечение безопасных условий функционирования учреждений образования, качественной организации питания учащихся и воспитанников.
На уровне дошкольного образования: (принцип «ЯСЛИ-САД – ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ! ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
К ДОЛГОСРОЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЭФФЕКТАМ») – повышение качества образования путем:
- сохранения доступности образования для воспитанников раннего
и дошкольного возраста;
- создания условий для профессионального роста педагогов, через конкурсное движение, трансляцию эффективного педагогического опыта,
- обеспечения конструктивного взаимодействия и активного сотрудничества с родительскими комитетами учреждений образования;
- создания условий для организации качественного образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом запросов законных представителей воспитанников, развития групп с комплексом услуг, дополнительных образовательных услуг, групп с белорусским языком обучения и воспитания;
- воспитания у дошкольников и их родителей чувства любви
к родному краю, национальным традициям, уважения к своей Родине;
- проведения районных смотров-конкурсов, мероприятий-акций патриотической направленности, смотра-конкурса рекреаций-музейных экспозиций, посвященных Республике Беларусь;
- обеспечения развития безопасной и здоровьесберегающей предметно-развивающей среды учреждения образования, организации безопасного образовательного процесса, качественного питания;
- совершенствования системы работы по преемственности дошкольного и начального обучения, по взаимодействию общественного
и семейного воспитания;
- развития взаимодействия с Парком высоких технологий по реализации образовательного проекта «Информатика без розетки»
в учреждениях дошкольного образования района;
- развития взаимодействия с Республиканским центром экологии
и краеведения по реализации образовательного проекта «Зеленые Школы»
в учреждениях дошкольного образования района.
На уровне общего среднего образования – совершенствование качества общего среднего образования путем:
- создания образовательного пространства учреждения образования,
обеспечивающего доступное качественное вариативное образование;
- неотделимости обучения от воспитания:реализацию
в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета;
- совершенствования работы с одаренными и высокомотивированными учащимися с учетом реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся;
- продолжения развития современной информационной образовательной среды и реализации цифровой философии школы;
- проведения в 2021/2022 учебном году в учреждениях общего среднего образования педагогического совета «Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета»;
- реализации совместно с УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» экспериментального проекта
в государственных учреждениях образования «Средняя школа № 51 г.Минска», «Средняя школа № 130 г.Минска имени Рут Уоллер» «Апробация модели реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках трудового обучения по IT-профессиям для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования
с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- участия учащихся X, XI классов (групп) педагогической направленности в городском конкурсе социальной рекламы педагогической профессии среди учащихся классов (групп) педагогической направленности «Учитель: выбор, призвание, судьба» (март-апрель 2022).
Развитие современной информационно-образовательной среды
и реализация цифровой философии школы через:
- завершение выполнения в каждом учреждении образования плана мероприятий по развитию IТ-среды и использованию ИКТ
в образовательном процессе;
- проведение районного фестиваля-конкурса по информатизации IT-кабинетов «SMART 3.0»;
- оптимизацию организации образовательного процесса через переход на
использование он-лайн сервиса «Электронный журнал/Электронный дневник» в деятельности учреждений образования без бумажного аналога;
- дальнейшую результативную интеграцию педагогов, учащихся
и родителей в современную высокотехнологичную среду, формирование цифровой культуры всех участников образовательного процесса.
Работа с кадрами и методическая работа – формирование мотивированного профессионального педагогического коллектива района через:
- ориентирование педагогов на целенаправленное и планомерное самообразование, повышение ответственности за результаты своего труда;
- проведение методических мостов между учреждениями общего среднего образования по теме: «Использование воспитательного потенциала урока» (январь 2022).
В системе специального образования (принцип «ШКОЛА – для КАЖДОГО: Я УСПЕШЕН» – повышение качества специального образования путем:
- развития устойчивой региональной модели включения детей
с особенностями психофизического развития и их родителей в жизнь общества, основанную на принципах доступного образования, социальной справедливости, участия и сотрудничества;
- обеспечения полного охвата необходимыми видами помощи всех детей с особенностями психофизического развития за счет вариативности оказания образовательных услуг;
- выявления детей раннего возраста в возрасте до 3-х лет
и направления в ЦКРОиР для своевременного оказания ранней комплексной помощи;
- обеспечения оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощ «Специальный ясли-сад № 353 для детей с нарушением зрения»;
- совершенствования системы помощи детям с аутистическими нарушениями и организации работы по жизнеустстроству выпускников
с ОПФР;
- совершенствования профессиональных компетенций по работе
с детьми с ОПФР посредством функционирования районного методического объединения заместителей заведующих учреждений дошкольного образования;
- активизации роли педагогов-психологов в командной работе при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР;
- обеспечения в учреждениях общего среднего образования методического сопровождения учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с ОПФР, направления на повышение квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР;
- перехода от проведения отдельных мероприятий к системной работе по формированию инклюзивной культуры у детской, педагогической
и родительской общественности, обеспечения информационной доступности: использования возможностей сайтов, страниц Instagram и Telegram-канала учреждения образования по вопросам формирования инклюзивной культуры
у всех участников образовательного процесса,
- выявления и расширения использования эффективных инклюзивных практик в каждом учреждении образования;
- проведения районного Марафона инклюзивных практик «#БЕЗСОЦФИЛЬТРОВ», приуроченного к Международному дню инвалидов;
- оборудования учреждений образования элементами безбарьерной среды и разъяснительной работы с педагогическими коллективами
и обучающимися о необходимости сохранения и совершенствования доступной среды для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц;
- осуществления эффективного контроля администрацией учреждений образования, организации методической работы с учителями-предметниками и широкого включения детей с ОПФР в систему дополнительного образования;
- активизации участия законных представителей детей с ОПФР
в составе попечительского совета, родительского комитета.
В воспитательной и идеологической работе, в области охраны детства (принцип «Я – ПАТРИОТ: ЗА ЧЕСТЬ ШКОЛЫ!») –формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания обучающихся через создание воспитывающего пространства учреждения образования:
- формирование у обучающихся ценностного отношения
к историческому прошлому своей Родины, готовности сохранять
и приумножать достижения своих предков в настоящем и будущем;
- приумножение школьных традиций, в том числе патриотической, эстетической, спортивно-массовой направленности;
- оформление в учреждениях образования уголков государственной символики, проведение мероприятий, направленных на воспитание уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь (акции «Символы моей страны», «Споем гимн вместе» и пр.);
- активное использование социальной сети Instagram в рамках проведения с обучающимися гражданско-патриотических акций;
- креативная реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для V-VIIи VIII-XI классов, в том числе через участие в открытом дистанционном марафоне проектов «Мы действуем!», размещение информации по итогам проведенных мероприятий на сайтах учреждений образования в тематической вкладке «Школа Активного Гражданина»;
- повышение эффективности работы органов ученического самоуправления, организация работы клубов и школ актива «Лидер», создание на сайтах учреждений образования тематических разделов, отражающих деятельность органов ученического самоуправления;
- активизация образовательного туризма с использованием обновленного перечня экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных
и факультативных занятий, воспитательных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам; взаимодействие с УО «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи»;
- организация патриотических клубов, поисковых отрядов на базе учреждений образования во взаимодействии с представителями Министерства обороны, МВД, ветеранскими организациями;
- формирование готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, организация факультативных занятий «Готовы Родине служить!» для учащихся 10-11-х классов;
- организация факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для учащихся 5-6-х классов, «Учимся жить в мире и согласии» для учащихся 5-8-х классов в целях воспитания духовности и патриотизма, формирования общечеловеческих ценностей, нравственной культуры, толерантности;
- развитие музейной педагогики, пополнение экспозиций музеев, организация и обновление сайтов музеев, разделов на сайтах учреждений образования, организация исследовательской работы, реализация образовательных проектов;
- использование потенциала школьных музеев Ленинского района при изучении учебных «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Всемирная история» и «История Беларуси», «География», «Биология», «Человек и мир», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Допризывная и медицинская подготовка», а также при организации образовательного процесса на І ступени общего среднего образования;
- обеспечение поддержки и создание необходимых условий в учреждениях образования для деятельности и развития детских, молодежных общественных организаций и объединений, поддержания детских и молодежных инициатив;
- разработка и реализация ЦДОДиМ «Маяк» комплекса мероприятий по дальнейшему повышению результативности участия членов пионерских дружин учреждений образования района в конкурсном движенииОО «БРПО».
формирование у обучающихся физической и психологической культуры, ЗОЖ-идеологии посредством:
- организации полезного досуга каждого обучающегося и широкое использование потенциала 6-ого школьного дня, проведение коллективных творческих дел, молодежных акций и недель здоровья, месячников по профилактике суицидов;
- организации познавательного информационного пространства, обеспечивающего возможность интерактивного взаимодействия классных руководителей и СППС с подростками через сайты учреждения образования, телеграмм-каналы;
- использования современных форм работы с обучающимися,родителями, педагогами по профилактике противоправных действий, зависимостей, суицидального поведения, через организацию районных родительских собраний, работу районных площадок и центров;
- создания психологически безопасной и комфортной среды, ранней профилактики социальной дезадаптации, своевременного выявления учащихся, склонных к суицидальному поведению, и оказания им социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
- укрепления материально-технической спортивной базы учреждений образования, обеспеченности до 98 % физкультурно-спортивным инвентарем
и оборудованием гимнастики и акробатики, спортивных и подвижных игр;
- проведения районного смотра-конкурса спортивно-массовой и оздоровительной работы в учреждениях общего среднего образования;
- активное участие в республиканском конкурсе «Энергомарафон-2021».
Формирование у обучающихся правовых знаний, поддержание дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних путем:
- активной работы центров дополнительного образования района, ресурсного Центра по спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания,по обеспечению 100% занятости обучающихся ИПР/СОП в объединениях по интересам, районных мероприятиях различной направленности;
- обеспечения участия детей и подростков в неделе правовых знаний, в факультативных занятиях правовой направленности, в конкурсах творческих работ, акциях, викторинах, олимпиадах правовой тематики; проведения мероприятий с участием сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры и суда;
- активизации работы в районе ресурсного центра медиации (государственное учреждение образования «Гимназия № 17 г.Минска»);
- обеспечения условий для активного взаимодействия семьи
и учреждения образования, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, включения законных представителей обучающихся в совместную деятельность в процессе участия в мероприятиях, в том числе в рамках шестого школьного дня.
Укрепление кадрового потенциала педагогических работников,
осуществляющих воспитательную и идеологическую работу, путем:
- организации консультирования, практико-ориентированных семинаров по запросам заместителей директоров по воспитательной работе, специалистов социально-педагогических и психологических служб по актуальным проблемам воспитания;
- осуществления административного контроля за своевременным освоением содержания образовательных программ повышения квалификации педагогическими работниками;
- принятия мер по повышению квалификационных категорий специалистов СППС, по переобучению и получению педагогами социальными квалификации «Педагог социальный».
Совершенствование работы учреждений образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних путем:
- реализации учреждениями образования требований Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – Постановление № 22);
- активной работы социально-педагогического центра с приютом как районного координатора работы по выявлению и профилактике семейного неблагополучия, ресурсного центра по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних с упором на контрольно-оценочную деятельность (проведение взаимоконтроля, практикумов, зачетов и пр.);
- качественного методического сопровождения специалистов учреждений образования по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, организации и проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися;
- организации тесного и конструктивного взаимодействия со всеми заинтересованными субъектами профилактики в реализации запланированных профилактических мероприятий с семьей и обучающимися;
- обеспечения защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с действующим законодательством;
- оказания специалистами СППС необходимой психолого-педагогической и психологической поддержки семье, доступности получения квалифицированной помощи, придание семейному воспитанию целенаправленного, общественно значимого характера;
- обеспечения надлежащего изучения условий воспитания и проживания семей воспитанников ясельных групп, 1-ых, 5-ых, 10-ых классов и вновь прибывших обучающихся с качественным анализом результатов изучения и рассмотрении на совете профилактике безнадзорности
и правонарушений учреждений образования;
- активной деятельности классных руководителей (воспитателей), СППС учреждений образования по раннему выявлению детей, находящихся
в социально опасном положении, и эффективной реализации планов вывода семей из социально опасного положения, по восстановлению лиц
в родительских правах;
- проведения социального расследования по каждому факту совершения подростками преступления либо правонарушения;
- реального сопровождения несовершеннолетних, возвращенных
в семьи, в соответствии с алгоритмом, утвержденным протоколом от 07.02.2018 № 1 заседания городского совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
- сотрудничества с Республиканским центром психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
В работе с кадрами и методической работе (принцип «УЧУСЬ и УЧУ») – формирование мотивированного профессионального педагогического коллектива района через:
- обеспечение грамотного управления кадровым потенциалом, направленного на совершенствование профессионализма педагогических кадров, повышение экономической компетентности руководителей учреждений образования, поддержку молодых специалистов и закрепление их
в учреждениях образования;
- повышение статуса педагога, обеспечение социальных ориентиров
и гарантий;
- создание современных комфортных здоровьесберегающих условий
для осуществления педагогической деятельности, способствующих профессиональному росту и развитию, закреплению молодых специалистов;
- ориентацию педагогов на непрерывное образование, учение
в течение всей жизни, активное освоение способов познавательной деятельности, целенаправленную работу по повышению квалификации;
- применение правил педагогической этики, профессиональному разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
- популяризацию и распространение в районе эффективного педагогического опыта; его представление в педагогических изданиях, на республиканских и международных педагогических площадках;
- обучение в рамках методических объединений применению современных технологий в образовании;
- обеспечение эффективной работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию;
- дальнейшее развитие института «классного руководства».